Если упрощать, то креативность — это находчивость. Когда находятся необычный выход из ситуации, когда на ум приходит неожиданная идея. Креативные навыки — это опыт, в отличие от простых знаний. Зачем их нужно разивать и как они помогают нам в жизни?
Что такое креативность
В гонках по бездорожью у автомобиля должно быть хорошее сцепление с дорогой, но по сравнению с камазом, это всё равно не то. Вес на землю не давит, и гоночное авто заносит. И тогда на него устанавливают спойлер, который при разгоне придавливает корпус, но при этом не утяжеляет. Это типичный пример применения креативных навыков.
Креативность разделяют на следующие составляющие: она результат слагаемых воображения и интеллекта. Действительно, мало быть воображалой и заниматься только генерацией идей. Они должны быть осуществимы в реальности.
Критерии творческого мышления
У нее есть свои критерии, который выделил американский исследователь и психолог Эллис Пол Торренс. Он разобрал творческое мышление на составляющие элементы, и если они развиты у конкретного человека в той или иной степени, то можно говорить о его уровне развития кративных навыков. К этим элементам отлично подходит метафора дерева, которое растет в лесу.
Оригинальность. Каждое дерево по-своему уникально и нестандартно. Дуб отличается от ивы, как сосна от березы. Что касается человека с таким свойством, то он способен генерировать неожиданные идеи. Он не находит решения по шаблону, он видит нестандартные пути и решает задачи оригинально. Таких людей может раздражать проводная зарядка для смартфона, и тогда они создают беспроводной аналог.
Продуманность и разработанность. Если идея — это общий сюжет книги или фильма, то чтобы получить готовый продукт, нужно прописать все детали, углубиться в подробности. Изобретатели, инноваторы и конструкторы часто зарываются в детали, чтобы на выходе получить не просто оригинальную идеи, но готовый продукт с новой инновационной концепцией.
Ветка дерева — не просто ветка. Она состоит из множества других веток, иголок или листьев, у которых тоже есть свои узоры.
К вам голову пришла гениальная идея? Углубитесь в нее, пропишите ходы реализации. Детализируйте.
Восприимчивость. Дерево не замыкается в себе, оно открыто миру и тянет свои ветви к солнцу и окружающей природе. Для человека это означает восприятие новой информации. Когда он сопротивляется замыканию в себе, когда в новостях изучает мнение нескольких сторон, а не только одной. Это широкий кругозор и накопление всех нужных данных, чтобы в конце получился готовый прототип продукта или инновационная идея, которая решает сразу несколько вопросов.
Гибкость. Адептам восточных боевых искусств знакома следующая легенда: врач созерцал природу, которая была вся в белом после прошедшего снегопада. Его было так много, что ветка ближайшего дуба сломалась под его натиском. И тут он глянул на иву, которую, казалось, тоже постигнет та же участь. Однако в этот момент ветви прогнулись под тяжестью и сбросили тяжелый снег.
Так и ум должен быть гибким. Освобожденный от инерции мышления, стереотипов и однобоких стратегий, он оценивает проблему со всех сторон. Такой человек находит закономерности в случайном, видит связь между различными на первый взгляд событиями, вещами и явлениями.
Беглость ума. Человек с таким качеством способен выдавать много разнообразных идей и концепций. Он за 60 секунд придумает около 20 (ну, не 60, что поделаешь) идей. Если это маркетолог, то он может за минуту сгенерировать до 15 способов продвижения продукта и позиционирования его на рынке. Высокие показатели беглости ума — это спринтер на дистанции, который приходит первым.
Что касается аналогии с деревом, то здесь оно шумит листьями на ветру — ровно или бегло. Это голос леса, который временами меняет информацию.
Поэтому креативность нужно развивать. Особенно сейчас, когда творческое мышление определили на третье место важнейших гибких навыков 2020 года. Это сделали на экономическом форуме в Давосе, а значит, креативность в дальнейшем будет особенно важна.
Как развить креативность: абстрактные советы и практические методы
Начнем с абстрактных советов, чтобы вкусное оставить на десерт. Самый простой и универсальный совет: полюбите процесс работы, когда решается проблема и создается новое. Еще это называют «быть в потоке», когда человек настолько увлечен, что он не отвлекается на внешние факторы. Такое качество можно отнести к креативным навыкам.
Смотрите по сторонам. Когда кажется, что вот же очевидный способ, придумайте еще несколько вариантов. Только не увлекайтесь этим в бытовой обстановке — не усложняйте себе жизнь. Усложняйте в работе, чтобы потом упростить саму жизнь.
Расширяйте кругозор. Быть узким специалистом — хорошо. Но классным узким специалистом — круто и востребованно. Это значит, что он не пытается изобрести велосипед в своей области, а ищет идеи в других областях. И находит.
Практические методики развития творческого мышления
Все пишут о мозговом штурме, шести шляпах и прочих известных вещах. Попробуйте другое. Например, метод фокальных объектов.
Метод фокальных объектов (МФО)
Мы берем объект, на котором сосредотачиваем свой фокус: например, для лайфстайл-блоггера нужно написать пост в соцсетях. В голове каша, ничего на ум не приходит. Берем случайные объекты, которые первые пришли на ум: бабочку, советского Винни Пуха, компьютерную мышь и блокнот. Приписываем каждой свойства:
- бабочка воздушная, легкая, цветная, жрет капусту;
- советский Винни Пух находчивый, философский, любит сладкое, ходит в гости;
- компьютерная мышь несьедобна, управляет курсором-вниманием, беспроводная/проводная.
Теперь эти свойства нужно совместить и применить к тому, о чем блоггеру написать пост-историю в соцсетях:
- воздушный и легкий о любви к сладкому, которое нельзя есть из-за аллергии (пост аллерголога);
- о путешествии (походе в гости), на котором была классная экскурсионная программа (управляет вниманием);
- о том, как находчиво потратить лишние деньги, когда отлет с курорта уже завтра (находчиво-жрет капусту);
- о беспроводном походе в гости — скайп-общении с другом, клиентом и прочее.
У нас уже появилось четыре идеи. Останется только расспросить (если для него пишем) или вспомнить (если это пишем мы и сами). Мы взяли свойства объектов и применили их в фокусе главного, то есть, работали с фокальными объектами.
Чаще всего способ используют для генерации идей реальных предметов, но ничего не мешает использовать его в создании контента.
Метод от противного (инверсионный, диверсионный анализ)
Глубокого погружения здесь не будет, только краткая основа. Чтобы придумать, как решить проблему (задачу), добиться цели, нужно пойти в обратную сторону. Берем ту же идею о том, что нужно написать хорошую пост-историю. Обратная мысль: как написать максимально плохо и ужасно? И отсюда накидывать идеи:
- писать матом, с ошибками;
- не соблюдать пунктуацию вообще, даже не ставить точки и большие буквы для начала предложений;
- не ставить пробелы и абзацы, чтобы было максимально неудобно читать;
- взять чужой пост и повторить если не слово в слово, то пересказом;
- подобрать максимально ужасные фото или вообще их не подбирать, чтобы читатель ничем не мог зацепиться;
- вспомнить постыдный случай и рассказать его, даже если это опозорит вас или посторонних людей;
- взять тему, которая сейчас на слуху и высказать свое категоричное мнение с обвинениями, рубить с плеча;
- писать очень очевидные вещи с умным видом;
- взять интервью у другого блоггера и исказить инфу, а потом опубликовать без его разрешения;
- выразить мнение по поводу любой спорной ситуации и бросаться оскорблениями, без всяких фактов.
Потом эти результаты следует «перевернуть», и в результате инверсии мы получаем характеристику хорошего, интересного поста и несколько тем. Это даст повод для размышлений и приблизит к оригинальному решению.
Метод случайного слова
Чтобы получить идеи, о чем написать пост, достаточно одного случайного слова. Лучше, чтобы оно было максимально далеко от темы. Инстаграм, Вконтакте, компьютер — это близко. Самолет, самовар, забор, видеокассета (флешка, диск) — уже дальше. Теперь связываем это слово с нашей задачей.
Например, можно написать о первом диске «взрослого фильма», который вы нашли у родителей. Далее можно раскрутить этот факт. О первом перелете или о том, что никогда не летали, но чаще ездили. И тогда на ум приходит памятная поездка на автомобиле, когда Марина наконец-то поняла, что хочет именно это… Или о том, как порвали штаны об забор, когда удирали от соседской собаки с его огорода с яблоком в руках. Или как его красили, надышались краской и с тех пор вам не нравится синий цвет и всё, что с ним ассоциируется.
Метод аналогий
Человек думает образами, проводит аналогии и это наиболее типичный для него способ творческого мышления. Аналогиями довольно-таки просто развить креативность, если уметь ими пользоваться. Например, при использовании метода личной аналогии мы встаем на место читателя и думаем: а на какую тему он хочет пост? А о чем бы он написал именно сейчас, в моей ситуации (лето, как хочется купаться, чем еще заняться)?
Есть еще символическая аналогия, когда берут максимально противоположные вещи. Эти примеры избиты, однако вот: живой труп, назад в будущее, взрослые дети. Если мы продолжаем искать хорошую историю для поста в соцсетях, то упражняемся в таком словоблудии, чтобы найти ту самую «золотую жилу».
Например, можно написать об усталой бодрости или о бодрой усталости. В первом случае пишем о том, как постоянно крутимся в рабочих буднях как белка в колесе, чувствуя, что уже без сил, продолжаете делать. Об эмоциональном выгорании. В то время, как бодрая усталость — когда сделали много дел, которые запланировали. Вы без сил, но наполнены энергией, воодушевлением.
В прямой аналогии мы ищем похожее решение в других областях. При фантастической убираем реальность и снимаем барьеры инерции мышления, чтобы креативность заработала на полную катушку.
«Жизнь удалась, я накреативилась»
Все эти упражнения — это развитие креативности, гибкого мышления. Когда вы занимаетесь ими постоянно, можно достичь хороших результатов. И, конечно, не нужно останавливаться на достигнутом — пробуйте различые способы прокачать креативность. Как говорится, нет пределов совершенству.